alboros (alboros) wrote,
alboros
alboros

Category:

Метнуться до Луны

28 июля 2006 г.
Метнуться до Луны
Летать на соседнюю планету будем с помощью космической «пращи»?
ОЛЬГА ЗАКУТНЯЯ
В минувшие полвека единственным средством, позволявшим преодолеть земное притяжение и передвигаться в космосе, служили ракеты. Однако общеизвестно: чем дальше надо отправить груз, тем более тяжелым и дорогим окажется носитель. Принципиально новая система доставки грузов на другие планеты и возвращения их на Землю разрабатывается сейчас в Институте космических исследований РАН.

Вся конструкция напоминает древнее метательное оружие – пращу, говорит ведущий научный сотрудник ИКИ РАН доктор технических наук Игорь Сидоров: «Представьте себе два аппарата, которые связаны между собой тросом длиной около 200 километров. Эта система вращается вокруг общего центра масс. Возникает центробежная сила, и трос натягивается. Мы предлагаем сделать его из кевлара – легкого композитного материала на основе углерода. Толщиной всего в один сантиметр, трос несет нагрузку примерно в 42 тонны».

Система, по словам доктора Сидорова, рассчитывается специально для более дешевой и эффективной доставки грузов на Луну и обратно. Работает она следующим образом. Для построения этого маршрута за пределы Земли должны быть выведены три космические связки. Одна останется на круговой околоземной орбите высотой в 400–500 км, другая – рядом с Луной на орбите в 150 км. Третья же будет летать между ними – по вытянутой эллиптической орбите вокруг Земли с апогеем приблизительно 15 тысяч км. Все эти три «пращи» рассчитаны на то, чтобы перебрасывать грузы между собой.

Происходить это будет примерно так. Ракета-носитель доставляет на орбиту корабль, который самостоятельно подплывает к нижнему концевому блоку первой «пращи». Происходит стыковка. «Праща» вращается, пока не раскрутит корабль до определенной скорости, после чего запускает его ко второй «праще». Та в свою очередь еще сильнее раскручивает корабль и запускает его уже к Луне. Две скорости – орбитальная и круговая – складываются, и груз достигает скорости, которая обычно придается ракетам. Путь до нашего спутника займет около трех суток. Достигнув орбиты Луны, груз стыкуется с концевым блоком третьей тросовой системы. После чего начинается торможение. Дальше – как обычно: при помощи ракетных двигателей корабль совершает посадку на Луну.

Главный плюс такой системы – экономия топлива. Фактически, ракетный способ доставки используется только дважды: для того, чтобы поднять груз к ближайшей к Земле или к Луне «космической праще». А далее двигатели понадобятся лишь для коррекций траектории. Впрочем, есть и недостатки. И главный из них – большая сложность при стыковке груза и «пращи». В отличие от стыковки космических аппаратов, которая длится около двух суток, в данном случае предстоит «зацепиться» всего за 1,5–2 минуты. Примерно так же акробаты перепрыгивают с трапеции на трапецию. Главное здесь – как можно тщательнее «прицелиться».

«Если реактивный принцип движения и работающие по нему ракеты стали триумфом механики в ХХ веке, – говорит заместитель директора Института космических исследований РАН Равиль Назиров, – то тросовые системы, использование которых требует невероятно сложных систем управления, стали возможны благодаря бурному развитию информационных технологий, которые именно к рубежу веков достигли определенного «порогового» уровня. И, возможно, за ними будущее».


http://www.newizv.ru/news/2006-07-31/51042/
Tags: тросовые системы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments